ББК Ш6 83.3(4)
УДК 821.111.09=111
О. Д. Худякова
O. Khudyakova
г. Челябинск, ЮУрГГПУ
Chelyabinsk SUSHPU
ТИП УНИВЕРСИТЕТСКИХ СНОБОВ У. М. ТЕККЕРЕЯ (НА МАТЕРИАЛЕ «КНИГИ СНОБОВ» У. М. ТЕККЕРЕЯ)
THE TYPE OF A UNIVERSITY SNOB IN «THE BOOK OF SNOBS» BY W.M. THACKERAY
Аннотация: В статье рассматривается тип университетских снобов в структуре «Книги снобов, написанной одним из них» У. М. Теккерея. Анализируются отражение явления снобизма и классификация типажей-снобов в произведении. Мы анализируем тип университетского сноба, приемы создания данного типа (ирония, сарказм) и делаем вывод о мастерстве писателя-реалиста.
Ключевые слова: У. М. Теккерей; «Книга снобов»; сноб; университетский сноб; тип; ирония; сарказм; реализм.
Abstract: The article describes «The Book of Snobs» by W. M. Thackeray and types of snobs. We consider a type of a University snob as a typical (as many ones) in Thackeray’s book. We analyze a type of a University snob, some techniques of creating this type, such as irony, sarcasm, etc., than come to the conclusion about realism in an English author’s book.
Keywords: W. M. Thackeray; «The Book of Snobs»; snob; University snob; type; irony; sarcasm; realism.
В английской литературе середины XIXв. особую популярность среди интеллектуалов и интеллигентов снискал едкий ироник и скептик современности Уильям Мейкпис Теккерей
Творческую эволюцию и становление стиля писателя во многом определила работа в периодической печати 1830 — середины
В «Предварительных замечаниях» к «Книге» писатель заявляет: «Снобов надлежит изучать так же, как и прочие предметы естественной истории» [3, с. 317]. Сноб — объект художественного изучения, к которому автор подходит с основательностью и точностью естествоиспытателя. В стремлении к ироническому подобию научности Теккерей выделяет своего рода компоненты научного исследования: он обозначает генезис явления: «Вначале был сотворен мир, потом, само собой разумеется, Снобы» [3, с. 319]; факторы, воздействующие на него: «... мне кажется, что из всех институтов, влиявших на снобизм, аристократия стоит на первом месте» [3, с. 328], а также «... нет: при наших общественных порядках невозможно не быть иногда снобом. Такие порядки воспитывают в простом человеке подлого сноба, а в знатном — высокомерного сноба» [3, с. 330]. Также описывает автор и симптоматику снобизма: «Тот, кто низкопоклонничает перед низостью, есть Сноб, — пожалуй, так можно определить эту разновидность человека [3, с. 326]; «Не следует судить <...> поспешно или пошло — это только доказывает, что вы тоже Сноб» [3, с. 320]; «... высоко ценит себя, свое имя, свою внешность и наслаждается этим нестерпимым высокомерием» [3, с. 341]; «... втайне гордится своим богатством и почестями» [3, с. 363]; «Скаредность есть снобизм. Гостеприимство напоказ есть снобизм. Чрезмерное закармливание — тоже снобизм. Охота за титулами — тоже снобизм» [3, с. 410]; «... вы, стыдящийся своей бедности и краснеющий за свою профессию, — тоже сноб, как и те, кто хвастает своей родословной и гордится своим богатством» [3, с. 514]. Последний признак особенно показателен в произведении, мы видим много примеров. Также подтверждение находим и в известном романе Теккерея «Ярмарка тщеславия».
«Книга снобов» включает в себя классификацию снобов по всем уровням и отраслям общественной жизни: царственный сноб, снобы из Сити, военные снобы, снобы-клерикалы, университетские снобы, литературные снобы, снобы-политики, континентальные снобы, провинциальные снобы и др. Как можно заметить, градация типажей снобов строится по нисходящей социальной лестницы (от царственного сноба к снобам провинциальным) и одновременно по отраслям человеческой деятельности — от проявлений снобизма в общественной жизни (например, военные снобы) до снобизма в личной жизни, по отношению к своим близким («Снобы и брак»).
Автор открывает галерею типажей изображением царственного сноба: «Сказать о таком-то и таком-то всемилостивом монархе, что он — сноб, не значит ли это сказать, что его величество — человек. Короли — тоже люди и снобы» [3, с. 326]. Данное явление порождено укладом общественной жизни Англии XIX века, однако автор делает акцент и на том, что «короли — тоже люди», даже тот, кто находится на вершине общественной лестницы, поражен тем же пороком, что и люди социального низа (лакеи).
Таким образом, на наш взгляд, снобизм имеет более глубокие, чем социально-исторические корни, поскольку является выражением изначальных психологических моделей поведения личности, психологии гордыни и самолюбия. Отметим, что первоначально глава I называлась «Снобы как явление социальное», но была исправлена автором — «О снобах — в тоне веселой шутки». Снобизм проявляется в большой или меньшей мере, но равно укоренен в природе человека.
Примечателен механизм построения образной системы галереи снобов. Яркие, предельно гротесковые черты одного типа сноба зеркально отражаются в ярких, предельных чертах другого типа с другим социальным статусом (или с принадлежностью к другой области общественной жизни). Каждый случай, каждая история центрального сноба главы сопровождается лаконичными упоминаниями об аналогичных ситуациях жизни второстепенных снобов. Все рассказы в совокупности составляют идейное единство, создают общее представление о современной автору жизни, пораженной данным явлением.
Среди обширной пестрой галереи снобов университетские снобы занимают особое место, поскольку, по словам автора, «... университеты — последнее место, куда проникнет Реформа» [3, с. 367]. Косность и традиционализм школьной системы является благоприятной средой для существования снобизма. Университет — это место, где одни снобы учат и формируют новых снобов.
Существует предположение, что данное понятие возникло как аббревиатура латинского фразеологизма sinenobilitate (without nobility), который использовался в качестве номинанты для обозначения «простолюдина, не имеющего происхождения». Аббревиатура использовалась в том числе и в списках студентов Оксфорда или Кембриджа с целью выявить тех, кто не имел благородного происхождения [1, с. 58]. «В то время мы называли „снобами“ грубоватых юнцов, которые никогда не пропускали службы в часовне, носили короткие сапоги и панталоны без штрипок; каждый божий день гуляли два часа по Трампингтон-роуд, добивались стипендий в колледже, а в столовой переоценивали свои силы,» — пишет Теккерей в главе XV «Университетские снобы» [3, с. 372].
Обратимся к анализу определенного типа: университетский сноб (глава XIV «Университетские снобы»). Примечательно, что сам концепт snob, который раньше активно использовался в качестве маркера благородного происхождения среди студентов, теперь характеризует и преподавателей. В данной главе для наиболее полной и многогранной характеристики явления автор выводит двойной портрет Хагби и Крампа.
Крамп, ректор колледжа Святого Бонифация, по определению Теккерея, является «... великолепным экземпляром университетского сноба» [3, с. 367]. В число особых научных заслуг Крампу ставится открытие трех новых стихотворных размеров и издание весьма непристойной греческой комедии с «... внесением в текст не меньше двадцати исправлений сравнительно с немецкими изданиями» [3, с.
Однако портрет университетского сноба был бы неполным без упоминания Хагби — сниженной крайности снобизма в ученых кругах: «Это тихий, кроткий, безобидный человек, учености которого в обрез хватает на то, чтобы прочитать какую-нибудь лекцию или дать тему для сочинения на экзамене» [3, с. 369]. Сатирическое изображение героя подчеркивает: то, чего Крамп достиг высокомерием и ханжеством, Хагби добивается «заискивающей улыбкой», «назойливой и неуклюжей фамильярностью» [3, с. 369] — яркие эпитеты, найденные переводчиком Н. Дарузес, красноречиво свидетельствуют о лицемерии героя. Для создания образа Теккерей использует яркую сатирическую деталь: «Помню, одно письмо, которое начиналось с обращения „Ваша Светлость“, целый семестр лежало у него на кафедре для того только, чтобы мы, студенты, знали, с какими вельможами он состоит в переписке» [3, c. 369]. Параллель с доктором Роз из главы V «Чем восхищаются снобы»: «Когда доктор принимал посетителей, на его письменном столе всегда лежало письмо, адресованное высокородному маркизу Бэгуигу» [3, с. 335], высокопоставленному родителю его воспитанника). В данной главе про Хагби подобная деталь: у него есть экземпляр «Проповедей Семейству Вельможи», который Хагби дарит провинившемуся, но родовитому студенту: не имея возможности жестоко расквитаться с противником (лордом Гленливетом), герой поступает как истинный ханжа, т. е. изображает из себя добродетель, «отпускающую» грех.
Несмотря на низость и мелочность натуры Хагби старается вести светскую жизнь: верховые прогулки в Гайд-парке, «... знает половину Оксфордского календаря наизусть: все приходы, подведомственные колледжу Святого Бонифация, фамилии всех профессоров» [3, с. 372]. Желая во что бы то ни стало состояться, быть известным в свете, даже в отставке герой продолжает мелкую, никчемную деятельность: «... не так давно старика обвинили в ереси, и теперь он не знает пощады по отношению к диссидентам» [3, с. 372] — портрет завершается публицистическим элементом, что говорит о современности, актуальности явления.
Итак, снобизм героев заключается в том, что они «... низкопоклонничают перед низостью» [3, с. 326]: подобострастно преклоняются перед вышестоящими и отвергают всякое общество низших по рангу: «Лягушка, которая возмечтала сравняться с быком» [3, с. 458]. Крамп и Хагби олицетворяют собой две крайности в проявлении концепта: Крамп отвергает общество тех, кого он считает низшими по социальному положению; Хагби подобострастно восхищается и стремится к общению с теми, кого он считает вышестоящими. Создание сатирического портрета университетского сноба достигается различными приемами: автор характеризует представителей снобов прямо, используя гротеск, сарказм; концептуально последовательная, концентрированная ирония раскрывается изображением, портретом-характеристикой. Идейное единство многообразия типажей-снобов в произведении — это глубинная связь, обусловленная восприятием мира как чудесной игры, характерного для эстетики и мировоззрения Теккерея и отразившегося в его знаменитом романе «Ярмарка тщеславия».
Библиографический список
1. Коровина, А. Ю. Лингвокультурный типаж «Английский сноб» / А. Ю. Коровина // Известия ВГПУ. — 2008. — № 2. — С.
2. Пустовалов, А. В. Проблема маски и подписи в журналистике У. М. Теккерея / А. В. Пустовалов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. — № 6. — С.
3. Теккерей, У. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 3. Записки Барри Линдона : роман. Книга снобов. Очерки / У. Теккерей ; пер. с англ. ; под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие, М. Урнова. — М. : Художественная литература, 1975. — 544 с.
4. Шишкова, Н. Ю. Авторская маска в произведении У. М. Теккерея «Книга снобов, написанная одним из них» / Н. Ю. Шишкова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А, Гуманитарные науки. — 2017. — № 10. — С.