Р. И. Мингажитдинов, О. В. Пащенко. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

ББК 87.77

УДК 140.8+179.3

Р. И. Мингажитдинов, О. В. Пащенко

R. Mingazhetdinov, O. Pashchenko

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

THE FORMATION OF ECOLOGICAL ETHICS: PHILOSOPHICAL ASPECT

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования экологической этики в современной культуре с позиции философского осмысления. Новое этическое направление представлено как практический инструмент для изменения мировоззрения человека с позиции «властелина природы» на позицию восприятия индивида как ее «равноправного партнера».

Ключевые слова: экологическая этика; природа; экосистема; экологическая идентификация.

Abstract: The article deals with the problem of formation of ecological ethics in modern culture from the standpoint of philosophical understanding. The new ethical direction is presented as a practical tool for changing the human worldview from the position of the «Lord of nature» to the position of the perception of the individual as an «equal partner».

Keywords: ecological ethics; nature; ecosystem; ecological identification.

Разновидностью этики является экологическая этика, которая появилась не так давно и еще не обрела «целостную» форму. Ее появление, возбудившее интерес исследователей разных областей знания, детерминировано естественными причинами, связанными с возникновением глобальных экологических проблем. Чаще всего экологическая этика воспринимается как свод правил, которые помогают людям взаимодействовать с окружающим миром. Эти правила зафиксированы в лозунгах, таких как: «Будьте аккуратны в лесу с огнем!», «Берегите чистоту природы!», «Сбережешь природу, сбережешь здоровье!». Но подобных правил, отражающих бережное отношение к природе, недостаточно для исправления сложившейся экологической ситуации. Требуется кардинальный пересмотр отношений человека с миром, в котором он живет, и формирование новых мировоззренческих принципов, которые позволят ему почувствовать себя частью природы. Философский подход, используемый в данной статье, помогает глубже понять основу взаимоотношений мира людей с миром природы.

Современный экофилософ В. Е Борейко определяет экологическую этику как «... учение об этическом отношении человека к природе, основанное на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, обязанностях человека перед природой, а также ограничении прав и потребностей человека» [1].

Большую роль в формировании мировоззренческих ориентиров отношения к природе играет наука. Классическая наука определила основные этические принципы отношения к природе, отражающие процесс отчуждения человека от нее, которые, несмотря на существенную трансформацию научного знания, сохраняются до сих пор. «Наука развивается, освобождаясь от устаревших форм понимания природы, самоочищаясь в ходе процесса, который можно сравнить с „возвышением“ разума» [4]. Отношение к разуму как источнику технологического прогресса определяет современную научную рациональность, которая в свою очередь признает важность экологической проблематики и пытается решить ее путем наращивания технического потенциала.

Несмотря на предпринятые современной наукой попытки, вопросы экологии остаются неразрешенными. Это происходит прежде всего потому, что без этической постановки цели невозможна реализация технической парадигмы решения вопроса взаимоотношения человека со средой своего обитания. Одним из инструментов, необходимых для решения экологического вопроса, является формирование мировоззрения подрастающего поколения, которое продолжит существование на нашей планете. У детей и подростков должно складываться понимание того, что они являются частью природы и что они неразрывно связаны с жизнедеятельностью окружающего мира. Необходимо понимать, что процесс воспитания связан не только с тем, чтобы научить детей выстраивать свои отношения с социумом, пользоваться достижениями материальной и духовной культуры, но и с формированием умений «со-бытия» с миром природы, которые первостепенно будут связаны с защитой экосистемы от загрязнений, со стремлением к поддержанию ее целостности и красоты. По мере взросления у человека сформируется новая парадигма построения отношений с окружающей средой. «Знания и опыт, на основе которых формируется экологическое мировоззрение, могут в конечном счете вызвать переосмысление воспоминаний, событий и обстоятельств личной жизни, „процесс экологической идентификации“, что в свою очередь ведет к изменениям в личности, складыванию нового отношения к естественной среде и формированию активной социальной позиции в отношении охраны природы. По мнению авторитетных защитников окружающей среды, признание и воспитание экологической идентичности имеет решающее значение для будущего человечества и планеты, поскольку это будущее зависит от того, научится ли человек видеть в природе равноправного партнера, с которым необходимо сотрудничать, а не просто её эксплуатировать» [3].

Нравственное отношение человека к природе является необходимым элементом современной культуры, которое требует культивации. Именно поэтому экологическая этика выделяется в качестве самостоятельного направления, требующего внимания исследователей. «Экологическая этика разрабатывает и обосновывает определенные моральные нормы, ценности, принципы и правила, которые мы должны стараться применять в своих взаимоотношениях с природой, а также использует внутренние побудительные мотивы эмоционального, психологического свойства (сострадание, жалость, любовь), акцентируя на них внимание человека» [1].

Если бы для каждого человека была важна судьба всего человечества, каждый переживал за нее, нес ответственность, осознавая важность вопроса улучшения условий для будущего поколения и рефлексируя над ним, то окружающий мир мог бы измениться в лучшую сторону. Существование в гармонии необходимо для того, чтобы человечество продолжало свой путь на Земле.

Поддержание жизнедеятельности человека в будущем очень важно, поскольку жизнь людей напрямую зависит от экологии, влияющей на множество процессов жизнедеятельности человека: здоровье, настроение, психологию, чувства, эмоции и т. д. Человек, вдыхающий пыль отходов, видящий грязь и мусор вокруг, подвержен депрессивным состояниям, пагубно влияющим на его психику. Ухудшение параметров человеческой жизни могут приводить к уменьшению рождаемости, продолжительности жизни, снижению ее качества и более существенным последствиям.

Библиографический список

1. Борейко, В. Е. Прорыв в экологическую этику / В. Е. Борейко. — К. : Логос, 2013. — 169 с.

2. Гредновская, Е. В. Мир www: новые формы трансляции философского знания / Е. В. Гредновская, А. А. Дыдров // Homo holistic: человек целостный. — 2015. — С. 83–95.

3. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М. : Эдиториал УРСС, 2000. — 431 с.

4. Мягков, Д. А. К вопросу о выделении «экологической идентичности» / Д. А. Мягков // Тезисы докладов Всероссийской научной школы. — М., 2011. — С. 140–141.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Рустам Ильясович Мингажитдинов, Ольга Витальевна Пащенко

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru