О. А. Василенко. КНИГА С. Л. КОБАХА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО

ББК 84(2=411.2)

УДК 821.161.1

О. А. Василенко

O. Vasilenko

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

КНИГА С. Л. КОБАХА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО

THE BOOK BY S. L. KOBAH AS AN ARTIC UNITY

Аннотация: В статье проанализированы литературоведческие исследования, посвященные феномену книги и циклизации. Показано, что цикл и книга — это сложные, синкретичные, взаимопереходные формы. Определена роль заголовочно-финального комплекса как формального маркера художественного единства. Выделены композиционные особенности книги С. Л. Кобаха как явления современной массовой литературы.

Ключевые слова: художественное единство; архитектоника; книга; цикл; поэтика; сборник; малая проза; массовая литература; юмор; рассказ.

Abstract: The article analyzes the literary studies devoted to the phenomenon of book and cycle. It shown that cycle and book are complex, syncretic forms. The role of the title complex as a formal marker of artistic unity is defined. Emphasized compositional features of the book S. L. Kobah’s as a phenomenon of modern mass literature.

Keywords: artistic unity; architectonics; book; cycle; poetics; collection; small prose; mass literature; humor; story.

Появление первых письменных сочинений стало важным этапом в жизни человека. Быть обладателем книги считалось признаком высокого статуса в обществе и оказывалось доступным далеко не каждому. Сегодня книги окружают нас повсюду, куда бы мы не отправились. Они помогают определить жизненный ориентир, дают мудрые советы и ответы на множество вопросов. За время эволюции книги как явления менялось представление не только о ее формате, содержании, назначении. Специфическим объектом осмысления является художественная литература, явленная в феномене книги и цикла.

В данном исследовании мы придерживаемся научной позиции О. В. Мирошниковой. В монографии «Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика» литературовед отмечает, что сама по себе книга является претендентом «... на универсализм, на воплощение целостного мировосприятия того периода, который ею представлен. Она претендует на „всеохватность“, стремится исчерпать целостность авторского представления о мире во всех его сложностях и противоречиях...» [3, с. 34]. Однако если книга передает полное восприятие окружающего, то цикл в свою очередь изображает лишь одну из граней мировоззрения. Казалось бы, объединить эти две формы невозможно, но О. В. Мирошникова подчеркивает, что в ряде случаев границы между этими двумя формами стираются, им присуща «... взаимопереходность и они слабо поддаются жанровой типологизации, потому часто может встречаться симптоматичное обозначение книга / цикл» [3, с. 52]. Понимание жанровых особенностей цикла дало возможность И. В. Фоменко объяснить его роль в архитектонике книги: «... именно потому, что циклы воплощают преимущественно ту или иную сторону мировосприятия автора, ту или иную грань жизни, они... взаимодействуют друг с другом и образуют сложный „многогранник“ книги»
[6, с. 21].

Материалом исследования стал сборник рассказов «Вверх тормашками — вниз Аджикой» — это книга, объединяющая несколько автобиографичных историй. Они представляют советский период и детство С. Л. Кобаха, показывают окружающий мир глазами обычного ребенка. Рассказы написаны в формате малой юмористической прозы, характеризуются небольшим объемом и уникальным авторским стилем.

Архитектоника книги основана на разбивке на отдельные юмористические рассказы, представляющие единство воспоминаний автора о своем детстве. Такая организация выступает как один из способов дозировки информации, выделения самостоятельных историй, которые в совокупности являются дополнением и продолжением друг друга. Внутренняя композиция включает большее количество приемов компоновки, однако также преследует одну цель — выстроить текст в логическом порядке и раскрыть авторский замысел.

С. Л. Кобах собирает все главы под одной обложкой. Рассказы, хоть и могут выступать отдельно, независимо друг от друга, все же имеют связь, которая создает дополнительный смысл. Связующим звеном выступает сам герой, схожая атмосфера и настроение в рассказах цикла, единая идея и композиция, стилистика и жанр, в котором представлены истории. Определение их в единую систему формирует определенный контекст, который нужен для правильного понимания рассказов читателем. Он интуитивно чувствует эту взаимосвязь между историями и общую целостность книги Кобаха. Такой принцип циклизации дает автору возможность расширить жанровые границы для отображения целостной картины мира. Он становится одним из важнейших методов создания художественного единства из множества разрозненных частей.

Следуя существующим концепциям, сборник «Вверх тормашками — вниз Аджикой» можно отнести к авторским циклам. Создатель рассказов является человеком, который самостоятельно, согласно своему замыслу, объединил их в цикл. Этот тип считается наиболее целостным за счет единства его отдельных элементов, что делает его подобным большим формам произведений и жанров.

Рассматривая теоретические аспекты, отметим, что объединение близких понятий «цикл» и «сборник рассказов» — это литературная проблема, которой можно посвятить отдельное исследование. Авторский сборник, в отличие от цикла, — более условная и произвольная подборка рассказов. В ней не обязательно наличие какого-то объединяющего фактора. В качестве элемента связи нередко может выступать какой-либо факт: общий год создания, личное желание писателя объединить под одним заголовком не изданные ранее произведения или издать книгу лучших рассказов (например, «Повести и рассказы» Л. Н. Андреева).

Установку на целостность цикла, сборника задает и заголовочно-финальный комплекс. Он дает возможность почувствовать единство на уровне «горизонта ожиданий» читателя, которые возникают еще до чтения произведений, в момент знакомства с оглавлением. Конечно, первоначально это может быть только предположением, но затем это обычно подтверждается. Прочитав книгу, мы уже можем с полной уверенностью заявлять о том, насколько заголовочно-финальный комплекс на формальном уровне фиксирует это единство. Текст без названия не может дойти до читателя, по этой причине даже безымянные стихотворения называются по первой строке.

Согласно классификации Т. Т. Давыдовой и В. А. Пронина [1], заголовки рассказов сборника «Вверх тормашками — вниз Аджикой» можно отнести преимущественно к метафорическим, отсылающим к важным деталям, характеризующим ту или иную историю, место действия, предметы отображения. Название этого типа стимулирует восприятие читателя, заставляет осознать главную мысль произведения. Например, заглавие рассказа «Прудик» — это обобщение, символ, а не просто место действия.

В сборнике также есть рассказы с другими видами заголовков, но их намного меньше. «Гертруда» и «Напа-Наполеон» относятся к именному типу заглавия и сразу акцентируют внимание на ключевых героях этих историй. Название рассказа «Разные люди — разные судьбы» основано на цитате из песни Григория Лепса 2006 года, в то время как часть заголовка «Не сотвори себе кумира, или Про нунчаки» содержит отрывок второй библейской заповеди (Исход, Глава 20, стихи 4–5).

Заглавие, под которым издан сборник, содержит фразеологизм. Выражение «Вверх тормашками» само по себе имеет несколько значений. Первое означает, что предмет находится в перевернутом положении, вверх ногами. Также значение может быть истолковано как крах чего-либо. Третье значение — изменение хода событий, то есть ситуация, когда планы неожиданно сорвались.

В рамках данного сборника скорее всего автор подразумевал именно перевернутое с ног на голову положение. Это объясняется и жанром книги — юмористическая малая проза. Комический эффект всегда основан на неожиданных изменениях, несоответствии общепринятому, привычному, и такое заглавие отлично передает и жанровые особенности, и авторский замысел.

Сборник рассказов С. Л. Кобаха — это сложное художественное единство, основным объединяющим фактором которого стали детские истории самого автора. Целостность книги-цикла подчеркнулась четко организованной композицией. На первый взгляд из историй выбивается рассказ «Голоса», где герой предстает уже взрослым человеком. Однако даже здесь есть определенный замысел, входящий в общую картину сборника. Герой, в глубине души все тот же мальчишка, каким мы видим его в первом рассказе, тихим зимним вечером торопится к родителям. Здесь представлен контраст между беззаботным детством и взрослой жизнью. Семья становится символом ускользающего времени и теплых воспоминаний о дорогих людях и памятных событиях.

В заключение хочется отметить, что в композиции рассказов С. Л. Кобаха есть общие черты — простота и наивность характера повествователя, единство сюжетостроения. На проделках героя-рассказчика строится сюжет каждой истории — герой по глупости совершает какой-то поступок, либо совершенно случайно попадает в неловкое положение, которое приводит к неожиданному результату. Однако темы и образы всегда меняются, вступают в разные сочетания в зависимости от идеи, определяющей содержание того или иного рассказа.

Библиографический список

1. Давыдова, Т. Т. Теория литературы : учебное пособие / Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. — М. : Логос, 2003. — 232 с.

2. Калмыкова, И. Г. Категория комического и жанр комедии в литературном процессе: проблемы изучения / И. Г. Калмыкова // Вестник БГУ. — 2014. — Т. 10. — № 4. — С. 138–143.

3. Мирошникова, О. В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика / О. В. Мирошникова. — Омск : Изд. ОмГУ, 2004. — 339 с.

4. Николюкин, А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий // Электронная библиотека ИМЛИ РАН, 2001. — http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf.

5. Сизых, О. В. Поэтика современного российского рассказа / О. В. Сизых // Вестник СВФУ. — 2012. — Т. 9. — № 2. — С. 123–128.

6. Фоменко, И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И. В. Фоменко. — Тверь : Изд-во ТГУ, 1992. — 123 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Ольга Алексеевна Василенко

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru