С. В. Антипина. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ

ББК Ш141.2-2

УДК 821.161.1-31

С. В. Антипина

S. Antipina

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ

WORD-FORMATIVE FEATURES OF FIRED VOCABULARY

Аннотация: Статья посвящена описанию специфики процесса образования жаргонизмов, используемых в статьях молодежного журнала «Классная девчонка» за 2013–2014 гг. и 2017–2018 гг. Проводится анализ деривационных особенностей жаргонных слов, образованных морфологическим способом.

Ключевые слова: жаргон; жаргонизм; морфологический способ словообразования; суффиксальный способ; префиксальный способ; конфиксальный способ; аббревиация; усечение.

Abstract: The article is devoted to a comprehensive study of the morphological method of the formation of jargon on the example of the youth magazine «Cool girl» for 2013–2014 and 2017–2018. The purpose of the article is to analyze the study of the formation of slang vocabulary, formed by the morphological method.

Keywords: jargon; slang; morphological method of word formation; suffix way; prefix way; confix way; abbreviation; truncation.

Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не набор отдельных лексем, а целую систему взаимообусловленных и взаимосвязанных единиц одного уровня. В русском языке существует определенная группа слов, которая называется «жаргон», «жаргонная лексика». По определению О. С. Ахмановой, «... жаргон (англ. jargon, lingo, cant, франц. jargon, немец. Rotwelsch, исп. jerga.) — язык, состоящий из более или менее произвольно выбираемых, видоизменяемых и сочетаемых элементов одного или нескольких естественных языков и применяемый (обычно в устном общении) отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от остальной части данной языковой общности, иногда в конспиративных целях» [2, с. 219].

Особое место в лексике русского языка занимает молодежный жаргон. Молодёжи свойственно стремление к непохожести, нежелание жить так, как прописано в правилах, как диктует общество. Всё это находит отражение и в языке. На протяжении всей истории развития человеческого общества молодые люди выражали несогласие с общественными традициями посредством внешнего вида, поведения, языка. Поэтому исследование молодёжного жаргона не утрачивает своей актуальности и по сей день.

В русском языке существует два способа образования новых слов — это морфологический и неморфологический способы. Формирование жаргонной лексики осуществляется такими же способами.

В данной статье будет рассмотрен морфологический способ словообразования жаргонной лексики.

Морфологическим способом является процесс образования слов с использованием морфем. В зависимости от того, какие морфемы участвуют в процессе словообразования, выделяют несколько видов данного образования слов: суффиксация, префиксация, конфиксация, аббревиация и усечение. При проведении исследования была найдена 151 единица, образованная морфологическим путем.

Суффиксация — это образование слов посредством суффиксов. Этот способ является наиболее продуктивным в образовании жаргонной лексики, используемой авторами материалов журнала «Классная девчонка» Суффиксацией образовано 76 единиц (50 %): тусоваться (туса±ова-+ть-±ся), хайпанула
(хайп±а-±ну-±л-±а), постить (пост±и-±ть), фиговый (фиг±ов-±ый), тусовка (туса±ов-±к-±а), кайфовый (кайф±ов-±ый), лажовый (лажа±ов-±ый), суперский (супер±ск-±ий), сеструха (сестра±ух-±а), бойфрендик (бойфренд±ик-), фотка (фото±к-±а).

«Это был фиговый день в моей жизни!»

«Женька пригласил меня на тусовку, но сам не пришел...»

«Девочка неплохо хайпанула на этом и превратила свою жизнь в реалити-шоу!»

Этот способ активно используется при образовании глаголов (35 единиц (23 %)), существительных (31 единица (20 %)).

В образовании глаголов активно используются такие суффиксы, как -и- (им образовано 13 единиц) и -ну- (им образовано 8 единиц):

«Зачем все просят лайкнуть им фотографии и другие записи?»

«На этом можно было неплохо хайпануть!»

«А креативить нам никто не запрещал!»

«Что бы в жизни ни происходило, нужно позитивить!»

В образовании существительных продуктивными суффиксами являются
-чик- (им образовано 9 единиц) и -к- (им образовано 8 единиц):

«Этот мальчик вел себя как мажорчик, поэтому его невзлюбили многие».

«Так что соррянчик, девочки, ни вашим, ни нашим!»

«... и тут все принялись лайкать ее фотку».

«Соберусь с мыслями и начну писать дипломку!»

Усечение — это образование новых слов путем сокращения других слов. Усечению могут подвергаться производящие основы слов разных частей речи.

При анализе собранного материала было обнаружено, что данным способом образовано 39 единиц (26 %). Практически все слова (33 единицы), образованные усечением, — существительные (22 %): универ (от «университет»), баскет (от «баскетбол»), преподы (от «преподаватели»), дембель (от «демобилизоваться»), облом (от «обломить»).

«Так не хотелось идти в универ, но пришлось...»

«Преподы уже достали со своими заданиями!»

«Пришлось идти играть в баскет, чтобы получить зачет».

«Я соврала Диме, что мой комп сломался».

Префиксация — это образование слов посредством приставок. Этим способом была образована 21 единица (14 %): погонять (по-±гонять), потусить (по-±тусить), накосячить (на-±косячить), загуглить (за-±гуглить).

«Мы решили погонять на тачках в ту дождливую ночь...»

«Можно загуглить и найти то, что интересует».

«Мы со Светкой здорово накосячили тогда!»

«Потусили мы, конечно, здорово!»

Этот способ частотен для образования глагольных слов (им образовано 14 единиц (9 %)).

Аббревиация — это слово, образованное сокращением слова или словосочетания, читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него. Этот способ является наименее продуктивным в образовании жаргонной лексики. Им образовано 15 единиц (10 %): НГ (от «Новый год»), ЧС (от «черный список»), СП (от «семейное положение»), ДР (от «День рождения»), МЧ (от «молодой человек»).

«В СП она написала, что влюблена в Кольку!»

«Срочно занеси его в ЧС!»

«На ее ДР пришло много народу!»

«Празднование НГ должно проходить в кругу семьи или друзей».

При проведении исследования было установлено, что данным способом образуются только существительные.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жаргонная лексика, использованная в молодежном журнале «Классная девчонка» за 2013–2014 гг. и 2017–2018 гг., образуется тем же морфологическим способом, что и литературная лексика русского языка.

Наиболее распространенным способом в словообразовании жаргонизмов является морфологический.

Продуктивный способ морфологического словообразования жаргонизмов — суффиксальный способ.

Наименее распространенным видом словообразования является аббревиация.

Библиографический список

1. Алимова, Г. Ю. Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике / Г. Ю. Алимова // Молодой ученый. — 2017. — С. 606–608. — https://moluch.ru/archive/146/41110/ (дата обращения : 14.02.2019).

2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — 4-е изд., стереотип. — М. : КомКнига, 2007. — 570 с.

3. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Логос, 2002. — 528 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Светлана Владимировна Антипина

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru