Н. Н. Егорьева, Д. А. Пелихов. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОККАЗИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В ИДИОСТИЛЕ ЧЕСЛАВА МИЛОША

ББК Ш5(4Пол)6

УДК 821.162.1-1

Н. Н. Егорьева, Д. А. Пелихов

N. Yegoryeva, D. Pelikhov

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОККАЗИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В ИДИОСТИЛЕ ЧЕСЛАВА МИЛОША

FUNCTIONAL FEATURES OF OCCASIONAL VOCABULARY IN CHESLAV MILOS IDIOSTYLE

Аннотация: В статье рассматриваются философские и словотворческие особенности творчества польского поэта Чеслава Милоша (1911–2004), а также отражение личности и речемыслительной культуры автора при написании стихотворений. В качестве объекта исследования выступают окказионализмы, собранные из разных поэтических произведений.

Ключевые слова: окказионализмы; идиостиль; лингвистическая философия; метафизический мир; абстрактная лексика; предметный мир.

Abstract: This paper presents the philosophical and word-making features of work of the Polish poet Czeslaw Milosz (1911–2004) and a reflection of the author’s personality and verbal and cogitative abilities in his poems. Nonce words (occasionalisms) have been taken as the object of this research.

Keywords: nonce words (occasionalisms); individual style; linguistic philosophy; metaphysic plane of the world; abstract words; setting and background.

Современное языкознание сейчас находится на новом витке своего развития. Благодаря языковедам нескольких столетий человечеству известны не только основные теории существующего языка (например, теории о реализме, номинализме и концептуализме, которые раскрывали языковые процессы соотнесения мира вещей с миром названий — универсалий), но и ответы на вопросы о человеческом языке в общем. Постепенно языкознание начало переходить от академического знания к философии языка и от общего языкознания к частному (к восприятию языка конкретным человеком). Иосиф Бродский считал, что к совершенному знанию языка нас приближает совершенное знание текстов хотя бы одного поэта [2]. Для того чтобы овладеть знанием о языке, рассмотрим творчество одного из философов языка — польского поэта Чеслава Милоша.

Актуальность исследования окказионализмов в произведениях современного польского поэта Чеслава Милоша определяется необходимостью всестороннего анализа функционального аспекта окказиональной лексики в художественных произведениях авторов, мастерски владеющих техникой словотворчества.

По словам польского поэта, язык является для него основной, безбрежной темой [5], поэтому в центр образной системы творчества Чеслава Милоша можно поставить «лингвистическую составляющую». Бразговская Елена Евгеньевна называет это явление переходом языка в систему персонажей произведений поэта. Подчёркивая, что он не только философ языка, но и поэт, Милош создаёт художественные, а не философские трактаты (кроме того, размышления о языке включены в стихотворения писателя) [1]. В корпусе текстов Милоша содержатся различные высказывания о языке, в которых заключены такие основные идеи, как власть языка над поэтом, место языка в жизни человека и отношения языка с реальностью.

Однако язык не всегда выступает в качестве самостоятельного персонажа произведений, иногда он заключается в идейном уровне слова и выражается через его грамматику и семантику. Формальным выражением языка-персонажа философского уровня являются окказионализмы.

Окказионализмы — индивидуально-авторские слова, которые не входят в языковую систему и не воспроизводятся в речи, а используются исключительно в условиях данного контекста. Использование окказиональной лексики широко распространено в произведениях Чеслава Милоша. Она является одной из особенностей идиостиля писателя, то есть индивидуального авторского стиля, в котором отражено его особое мировосприятие [3].

Процесс образования новых слов в языке называется словообразованием, под которым понимают образование слов с опорой на узуальные (общепринятые) способы (словосложение, деривация, образование сложносокращенных слов). Результатом узуального словообразования может быть как узуальное, так и окказиональное слово [3].

Чеслав Милош создает индивидуально-авторские окказионализмы, используя как узуальные, так и окказиональные способы словообразования. Так, слово spokój-wody (‘водо-спокойствие’) образовано в результате словосложения; nieprzystosowanie (‘неприспособленность’), odłączenie (‘отъединение’, от слова łączenie ‘единение’) — префиксальным способом, а слова zwierzęcość (от слова zwierzę ‘звериность’) и koniowatość (‘лошадность’) образованы суффиксальным способом.

Окказионализмы в текстах Чеслава Милоша являются инструментом выражения философии автора. Для более подробного анализа следует обратиться к индивидуальному авторскому словотворчеству и рассмотреть некоторые примеры из стихотворений писателя.

Окказионализм spokój-wody осуществляет функцию перевода свойств вещей в предметный мир, где предметы (вода — предмет реального мира) существуют вне характеристик, а свойства (спокойствие — абстрактное понятие) живут вне предметов. Если мыслить логически, то это слово должно обозначать спокойную воду. Однако данный окказионализм позволяет нам видеть «водо-спокойствие» разделяя его на два самостоятельных явления: вода и покой. То, что должно быть свойством предмета, а именно отражать состояние покоя, обретает самостоятельное предметное бытие.

Окказионализмы ‘звериность’ (zwierzęcość) и «лошадность» (koniowatość) позволяют нам понять, что для Чеслава Милоша существует не только реальность физических форм, но и метафизическая реальность. Говоря о собственной стилистике, писатель отмечает, что как поэт он наиболее успешен тогда, когда прикасается словом к земле (использует узуальную лексику), но одновременно его поэзия всегда была открыта метафизическому измерению. Таким образом, есть предмет реального мира — зверь, но есть и пространство абстракций, измерение, из которого к нам приходит зверь, в нём он ещё не имеет определённой формы, и его можно определить как ‘звериность’; есть лошадь и её ‘лошадность’. ‘Звериность’ имеет значение природного состояния человека, его сущность и происхождение. Происходит переход существительного из разряда конкретных в отвлеченные. Можно утверждать, что окказионализм «zwierzęcość» выполняет в стихотворении Чеслава Милоша эстетическую функцию, так как он отчетливо демонстрирует умение автора мыслить художественными образами. Данный окказионализм выполняет три функции: служит транслятором философии писателя для читателя; становится проводником существительного из предметного мира в мир, который можно осваивать только мысленно; эстетическую функцию.

Окказионализм nieprzystosowanie в целом выполняет те же функции, что и zwierzęcość: при его образовании также происходит переход от физического мира в мир абстрактного понятия. Однако за счёт своего лексического значения выполняет ещё одну дополнительную функцию — экспрессивную. Через слово «неприспособленность» мы ощущаем коннотацию безысходности. Автор передаёт нам переживания лирического героя.

В заключение мы можем сказать, что окказионализмы являются одной из важных черт авторского стиля писателя. Основными функциями окказиональных слов в корпусе текстов Милоша являются эстетическая, экспрессивная. С помощью словотворчества Чеслав Милош смог соединить миры физических предметов и абстрактных понятий. При помощи окказиональной лексики, которую Милош использует как инструмент, поэт транслирует свои философские идеи читателю.

Библиографический список

1. Бразговская, Е. Е. Чеслав Милош: язык как дом поэта / Е. Е. Бразговская. — М. : Летний сад, 2012. — 176 с.

2. Бродский, И. А. Об Одене / И. А. Бродский. — СПб. : Азбука-Классика, 2007. — 195 с.

3. Жабаева, Ю. А. Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов В. Высоцкого / Ю. А. Жабаева — Саранск. : Моск. гос. обл. ун-т , 2010. — 205 с.

4. Милош, Ч. Второе пространство / Ч. Милош. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — 208 с.

5. Merton, T. Listy / T. Merton, Cz. Milosz. — Krakow. : Znak, 2003. — 108 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Надежда Николаевна Егорьева, Денис Александрович Пелихов

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru