ББК Ш5(2Р36)
УДК
В. А. Норсеева
V. Norseeva
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
КЛЮЧЕВЫЕ МОТИВЫ СБОРНИКА ЕКАТЕРИНЫ СИМОНОВОЙ «САД СО ЛЬДОМ»
THE MAIN MOTIVES OF THE COLLECTION OF POEMS BY YEKATERINA SIMONOVA «A GARDEN WITH ICE»
Аннотация: Статья посвящена описанию ключевых мотивов и образов сборника Екатерины Симоновой «Сад со льдом». На основе анализа произведена классификация наиболее часто повторяющихся мотивов, которые являются лейтмотивами в творчестве Екатерины Симоновой. Исследование позволило установить, как данные мотивы интерпретируются и видоизменяются в контексте современной женской поэзии.
Ключевые слова: мотив; лейтмотив; образ; лирика; женская поэзия; уральское поэтическое движение; Екатерина Симонова.
Abstract: The article is devoted to the description of key motifs and images of the collection «Garden with Ice» by Catherine Simonova. Based on the analysis, the classification of the most frequently repeated motifs, which are the leitmotifs in the works of Ekaterina Simonova, was made. The study allowed to establish how these motifs are interpreted and modified in the context of modern women’s poetry.
Keywords: motive; image; lyrics; women’s poetry; Ural poetic movement; Ekaterina Simonova.
Екатерина Симонова — яркий представитель уральского поэтического движения — родилась 7 июня 1977 год в Нижнем Тагиле. Окончила филологический факультет Нижнетагильского педагогического института. Публиковала стихи в антологиях «Современная уральская поэзия: 1997 — 2003», «Современная уральская поэзия: 2004 — 2011», «Братская колыбель», «Ле Лю Ли», журналах и альманахах «Воздух», «Вавилон», «РЕЦ», «Уральская новь», «Урал», «Новый берег», «Транзит-Урал», «Стетоскоп» и др. Выпустила четыре книги стихов: «Быть мальчиком» (Объединение «Союз», Нижний Тагил, 2004), «Сад со льдом» («Русский Гулливер», Москва, 2011), «Гербарий» («Айлурос», Нью-Йорк, 2011), «Время» («Стосвет», НьюЙорк, 2012).
Поэт Алексей Афонин пишет о произведениях Е. Симоновой: «Стихи Екатерины Симоновой состоят, кажется, не из слов, обозначающих предметы, а словно бы из самих предметов: шершавых и странных, гладких или непонятных, утративших свой первоначальный смысл (а, может быть, наоборот, приобретших его — ведь разве является их бытовой, утилитарный смысл основным?) — но открытых и удивительных, как в детстве. Из ниточек, за которыми проглядывает грубая основа гобелена; из мелких деталек и позвонков, из привкуса ползущей по боку запотевшего стакана капли... Но главное — из того, что находится между ними. Из зазоров, в которых стоит, как вода, глубочайшее Молчание — из которого и рождаются все люди и вещи, сколько их ни есть на земле» [1, с. 3].
Екатерина Симонова явлется одним из представителей Уральского поэтического движения. Создателем этого течения является Виталий Кальпиди — поэт, издатель и литературный критик. По его мнению: «УПД — это литературно-художественное течение, фундированное эстетической общностью и единым представлением о векторе литературного развития» [3, с. 11]. Российский поэт Дмитрий Кузьмин считает, что «... особенностью поэтики УПД можно считать отсутствие предзаданности, диктата, регламентирующего выбор поэтической формы или особенности смыслопорождения» [3, с. 13].
В данной статье мы рассматриваем сборник Е. Симоновой «Сад со льдом», в котором образ сада выступает для лирической героини в первую очередь как отдельный мир, в котором она блуждает, стараясь найти ответы на абсолютно разные вопросы. Сад со льдом олицетворяет весь жизненный путь лирической героини, который раскрывается по маленьким кусочкам через каждое стихотворение сборника, создавая более целостный, волшебный, загадочный и такой знакомый для каждого из нас мир.
Он и «потайной» в стихотворении «Гобелены. Зеленый триптих. Сон, смерть и пробуждение», и «неспешный» в стихотворении «Дом», и «израненный» в стихотворении «Ночной веранды тонущий кораблик». В стихотворении «...но прошлое раскидывает ветви» образ сада построен на противопоставлении, создавая двойственную картину мира. «Сад тревожный», олицетворяющий гнетущее, бесперспективное прошлое, находится в контрасте с «Небесным садом», характеризующим светлое, брезжущее надеждой будущее.
Двойственность является ключевым мотивом в структуре данного сборника, этот мотив прослеживается практически в каждом стихотворении писателя, реализуясь в разных вариациях.
По мнению В. Хализева: «Мотив — это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен» [2, с. 174].
Екатерина Симонова рассматривает жизнь как что-то нереальное, иллюзорное, расположенное на гране сна и яви, поэтому одними из ключевых мотивов сборника можно считать следующие мотивы: жизнь как сон, нереальность бытия, двойственность жизни, жизнь и смерть, рождение и смерть, цикличность жизни.
Так, в стихотворении «Качели», название которого является символичным, раскрывается мотив цикличности жизни, ее быстротечности, мимолетности. Сами качели — это маятник часов, не прекращающий свой ход, жизнь неумолимо движется вперед. «Словно листаешь страницы книги: зима весна лето снова зима», — пишет автор, показывая круговорот событий, вещей, жизни, которая течет сама по себе и ни от чего не зависит.
В стихотворении «Книга дочитана до середины» также заключается мотив нереальности жизни, жизни как сна, смешения реальности и ирреальности. В первых строках произведения («книга дочитана до середины значит не дочитана никогда») представлена аллюзия на человеческую жизнь. Мы не знаем и никогда не узнаем заранее, что нас ожидает в будущем. Жизнь неожиданна и непреднамеренна, как сон, мы ничего в ней не решаем, поэтому поиски особо важных смыслов только отнимают время и ведут в никуда. Автор проецирует мысль о том, что человеку следует просто наслаждаться моментом, плыть по течению без пустых поисков чего-то несуществующего («отсутствие смысла и есть смысл»).
Другими характерными мотивами в творчестве Е. Симоновой являются мотивы самоубийства, одиночества, неудовлетворенности жизнью, бесцельной, пустой жизни. Они проявляются в стихотворении «Башня», название которого является символом как смерти, приговора, страха, так и очищения, избавления, вознесения, что также имеет двойственное начало. Лирическая героиня осознает всю красоту жизни: бесформенную, бестелесную, являющую себя во всем живом. Но происходит это слишком поздно («ты вдруг настигнут красотой момента»), только в момент падения, когда уже ничего нельзя изменить.
В стихотворении «Она начинает считать с конца» мотив самоубийства, жизни и смерти воплощается посредством антитезы: легкая, беззаботная, детская картинка («твои кружевные штанишки твои перламутровые пуговки карандаши, обгрызенные как ногти зелёные как трава, в которой цветёт земляника над которой снуют стрижи») в данном контексте реализует смерть, другой мир («слава богу все мы уходим туда куда в воздухе слаще малинового киселя вязнут мухи как в малиновом киселе»). Смерть для автора в этом случае не является чем-то ужасным, тем, чего стоит бояться. Смерть, которая в данном контексте, возможно, является не физической, а духовной.
Еще одной отличительной чертой сборника «Сад со льдом» являются женские образы и детали: волосы, пудреница, серебряная пыль, губы, помада, шаль, возлюбленные мужчины. Женский образ является ключевым для всего сборника, именно благодаря ему реализуются мотивы, связанные с любовной тематикой: неразделенная, ушедшая, непостоянная любовь, мотив расставания, разлуки, измены, зависимости возлюбленных друг от друга.
В стихотворении «Уходишь на дно, не успев допеть» мотив ушедшей любви, расставания переплетается с мотивом воспоминаний. «Время сотрет не тебя — только твои черты», — рассуждает лирическая героиня, полагая, что любовь навсегда оставляет след в душе человека. Со временем детали забываются, растворяются в памяти, но ощущения оседают где-то в глубине подсознания.
В стихотворении «Женщина сваливается на голову как яблоко» звучит мотив переменчивости любви и неудовлетворенности тем, что имеешь. «Твоя половина моей слаще, поэтому достаём следующее из корзины», — пишет автор, подразумевая, что человек желает всегда то, что не имеет, не может достичь, но только раз вкусив, охладевает к этому и ищет новые ощущения. Само яблоко является символом совращения, искушения, любви. Так и любовь к женщине всегда сильнее, когда недостижима.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сборнику Е. Симоновой «Сад со льдом» свойственна двойственная картина мира, где реальная жизнь переплетается со сном, в котором лирическая героиня старается отыскать себя и смысл своего существования. Этот многогранный, являющий себя в простоте и наивности женский мир оголяет девичью натуру, прекрасную и неповторимую в своем несовершенстве.
Библиографический список
1. Симонова, Е. Сад со льдом / Е. Симонова. — М. : Русский Гулливер : Центр современной литературы, 2011. — 82 с.
2. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — М. : Высшая школа, 1999. — 240 с.
3. Энциклопедия. Уральская поэтическая школа: информационный арт-объект / лит. ред. В. О. Кальпиди. — Челябинск : Десять тысяч слов, 2013. — 607 с.