П. А. Комлев, М. К. Рыжова. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УРАЛЬСКИХ ВУЗАХ В ГОДЫ IX И X ПЯТИЛЕТОК

ББК ЧЧЧ8.027.8 + Т3(2Р36)

УДК 378.44 + 94(470.55)

П. А. Комлев, М. К. Рыжова

P. Komlev, M. Ryzhova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УРАЛЬСКИХ ВУЗАХ В ГОДЫ IX И X ПЯТИЛЕТОК

SCIENTIFIC RESEARCHES OF STUDENTS IN THE URAL UNIVERSITIES IN IX AND X FIVE-YEAR PLANS

Аннотация: В статье производится анализ уровня НИРС в 1970-е годы в трёх основных областях Урала: Челябинской, Свердловской и Пермской. В ходе исследования были проанализированы направления государственной политики в этой сфере, определена результативность предлагаемых мер, трудности в их практической реализации, выделены проблемы, сохранившиеся к концу X пятилетки. В статье рассматривается тематика научно-исследовательских работ студентов, на которые вузы ориентировали студенчество в указанный период, анализируется работа преподавательского состава в научном плане и методическая работа вузов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа; вузы Урала; IX пятилетка; X пятилетка; работа студентов.

Abstract: The article analyzes the level of NIRS in the 1970s in three main areas of the Urals: Chelyabinsk, Sverdlovsk and Perm. The study analyzed the directions of state policy in this area, determined the effectiveness of the proposed measures, the difficulties in their practical implementation, highlighted the problems that persisted by the end of the X Five-Year Plan. The article discusses the topics of research work of students to which universities focused students during this period, analyzes the work of the teaching staff in scientific terms and the methodological work of universities.

Keywords: scientific researches; universities of the Urals; IX five-year plan; X five-year plan; students work.

Система образования как институциональная структура, организованная определенным образом, выполняет в обществе важнейшие функции: воспроизводственную, развивающую, социальную и идеологическую. При этом перечисленные функции присутствуют в системе образования одновременно, на всех стадиях ее развития, хотя и в разных соотношениях и качестве.

Для реализации данных функций студенты в процессе обучения привлекаются к научно-исследовательской работе. Под ней подразумевается выполнение небольших заданий в рамках специализации конкретной кафедры с целью углубленного изучения профильного предмета (научного направления). Результаты деятельности, как правило, докладываются и обсуждаются на семинарах, кафедральных, факультетских конференциях, а лучшие публикуются в сборниках [2].

Важнейшим направлением деятельности уральских вузов в годы IX и X пятилеток была научно-исследовательская работа, которая подразделялась на работу самих преподавателей в научном плане и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС). В данной статье анализируется уровень НИРС в трёх основных областях Урала: Челябинской, Свердловской и Пермской, выявляются трудности в её проведении, рассматривается государственная политика в этой сфере, исследуется результативность предлагаемых мер.

Следует отметить, что в указанный период деятельность руководства высших учебных заведений была направлена на подготовку для народного хозяйства страны квалифицированных, идеологически убеждённых специалистов с высшим образованием. В 1975 г. Челябинский обком инициировал проверку трёх вузов области по обучению и воспитанию студентов. В качестве объектов для инспекции сотрудниками областного комитета партии были выбраны наиболее проблемные вузы Челябинска.

Проверка показала, что студенты филиала Омского государственного института физической культуры и Челябинского государственного института культуры привлекались к научной работе, в том числе по проблемам общественных наук. При этом в Заочном институте советской торговли научно-исследовательская работа со студентами в годы IX пятилетки вообще не проводилась. Объяснялось это тем, что контингент студентов в основном был представлен заочниками и среди преподавательского состава преобладали почасовики и совместители. Кроме того, актуальной проблемой для этого вуза была значительная текучка кадров. В таких условиях проводить систематическую работу со студентами было практически невозможно [4, л. 123].

В том же году был утвержден план научно-исследовательских работ Челябинского филиала ОГИФК, преобразованного в Челябинский государственный институт физической культуры на 1976–1980 гг. Спорткомитет РСФСР определил и утвердил главное научное направление института — «Совершенствование систем подготовки спортсменов». Над его разработкой в X пятилетке стали трудиться студенты ЧГИФК под руководством преподавателей, среди которых к моменту открытия вуза было15 кандидатов и 1 доктор наук [4, л. 141].

Результативность научно-исследовательской работы студентов в рассматриваемый период значительно повысилась в вузах Пермской области. Согласно Постановлению коллегии МВ и ССО СССР и секретариата ЦК ВЛКСМ «О проведении Всесоюзного конкурса студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения», посвященного XXIV съезду КПСС и 50-летию образования СССР, решением бюро Пермского обкома ВЛКСМ был создан оргкомитет по проведению конкурса. Также были созданы оргкомитеты во всех пермских вузах.

Одной из форм организации НИРС на кафедрах общественных наук вузов Перми стало привлечение студентов в научные кружки и школы молодого лектора. Преподаватели кафедр оказывали значительную помощь студентам в подготовке рефератов и докладов, отправляемых на конкурс. Основное внимание уделялось анализу трудов классиков марксизма-ленинизма, партийных документов, умению связать изучаемые проблемы с современностью и местным материалом, самостоятельному и творческому подходу к изучаемой проблеме [1, л. 10].

Традиционно научный интерес студентов в рамках конкурса направлялся кафедрами общественных наук вузов. Перед авторами работ были поставлены конкретные задачи — раскрыть в них вопросы, связанные с итогами работы ХХIV съезда КПСС, образования СССР, политики партии в области национальных отношений.

Кафедры политической экономии ориентировали студентов на работу над проблемами, связанными с научно-технической революцией, совершенствованием управления и организации производства, проведением социалистических соревнований, подъему эффективности промышленного труда [1, л. 11].

В IX пятилетке среди вузов Пермской области по уровню организации НИРС и количеству задействованных преподавателей лидировал Пермский государственный университет. Это было связано с более высоким организационным потенциалом вуза, совместной работой кафедр общественных наук, комсомольского актива и студенческого научного общества. Этим объясняется наиболее значительное представительство университета в областных и республиканских турах конкурса, высокий уровень работ самих студентов [1, л. 13].

В годы X пятилетки под руководством кафедр общественных наук в уральских вузах значительно увеличилось количество студентов, участвующих в написании научных рефератов. В 1978 г. свыше 80 % студентов приняли участие в Республиканском туре Всесоюзного конкурса студенческих работ по общественным наукам. Более 60 студентов стали лауреатами конкурса, 22 научных реферата были отмечены дипломами 1 степени [8, л. 8].

Направления научно-исследовательской работы студентов и ее результативность в рассматриваемый период можно проследить на примере вузов Свердловской области. Данные о НИРС приведены в таблице 1.

Анализ данных по вузам Свердловской области, приведённых в таблице, позволяет оценить уровень научно-исследовательской работы студентов в них. Лидером по количественным показателям хоздоговорных и госбюджетных тем в области в рассматриваемый период был Уральский политехнический институт. По такому важнейшему критерию, как количество опубликованных студентами статей, он намного опережал остальные вузы Свердловской области. Однако в процентном соотношении работ, в разработке которых принимали участие студенты, лидировал Свердловский архитектурный институт. Из 13 вузов области в 2 НИРС вообще не проводилась в 1970-х гг. Это Свердловский сельскохозяйственный институт и Уральская консерватория.

Партийно-государственное руководство СССР осознавало важнейшую роль высшей школы в реализации намеченной XXV съездом КПСС программы ускорения научно-технического прогресса. Для решения задач, поставленных на съезде в сфере высшего образования, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выпустили постановление от 6 апреля 1978 г. № 271 «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» [8, л. 17].

Таблица 1. Количественные показатели по НИРС и участие вузов Свердловской области в региональных и Всероссийских мероприятиях за 1977/78 уч. год [7, л. 18]

Высшие учебные заведения

Число х/д и г/б тем, в разработке которых принимали участие студ.

Кол-во авторских свидетельств, пол. студ. или в соавторстве

Кол-во статей, опубликованных студентами или в соавторстве

Кол-во дипломов на зональном туре союзного конкурса студенческих работ

Уральский госуниверситет

181 (89 %)

10 (38 %)

105 (14 %)

36

Свердловский институт народного хозяйства

35 (29 %)

13 (25 %)

13

Уральский ин-т

22 (54 %)

3 (3 %)

14

Уральский политехнический институт

423 (72 %)

35 (10 %)

633 (28 %)

47

Свердловский горный институт

215 (51 %)

12 (4 %)

34

Свердловский архитектурный институт

40 (90 %)

3

Свердловский педагогический институт

33 (82 %)

1 (0,4 %)

4

Нижнетагильский педагогический институт

36 (86 %)

2

Свердловский сельскохозяйственный институт

1

Свердловский мединститут

38 (-)

25 (100 %)

Уральский электромеханический институт инженера транспорта

91 (82 %)

1 (10 %)

4 (4 %)

Уральский лесотехнический институт

118 (62 %)

4 (12 %)

9 (3 %)

Уральская консерватория

Для улучшения научно-исследовательской работы в вузах и реализации мер, намеченных государством, бюро Челябинского обкома и облисполком выпустили совместное постановление от 9 июня 1978 г. (№ 292). В нём перечислялись конкретные предложения по повышению эффективности научной деятельности вузов [6, л. 6].

Для анализа эффективности предложенных мер необходимо рассмотреть их реализацию на конкретном примере. В этом качестве проанализируем Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. В течение двух лет после принятия постановления наблюдалась положительная динамика роста в привлечении студентов к научной работе (с 61 % до 93 %). Положительную роль в этом сыграло разработанное в 1977 году ректоратом ЧИМЭСХ положение по организации НИРС в институте, которое внедрялось уже после выхода в свет соответствующего постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

На всех выпускающих кафедрах утвердилось проведение учебно-исследовательских работ студентов (УИРС), начиная с 3 курса. На факультете автоматизации был введен освобожденный от учебных занятий день НИРС. Увеличилось число дипломов, рекомендованных ГЭК к внедрению, а также число наград за участие в различных конкурсах, выставках, конференциях. Положительную роль в этом сыграло также введение в институте конкурса на почетное звание «студент-исследователь» [6, л. 16].

Таким образом, проанализировав научно-исследовательскую работу студентов в уральских вузах в годы IX и X пятилеток, можно сделать вывод, что у учащихся вузов Челябинской, Свердловской и Пермской областей возрастает интерес к написанию НИР, улучшается качество работы преподавателей со студентами. Преодолеваются такие трудности, как неиспользование в полной мере научного потенциала вузов и их высококвалифицированных кадров. По уровню организации и степени вовлечённости студентов и преподавателей в научно-исследовательскую работу к концу рассматриваемого периода лидируют вузы Свердловской области. На втором месте были вузы Пермской области, на третьем — Челябинской. Тройку лидеров среди уральских вузов по НИРС в IX и X пятилетке составляли Уральский политехнический институт, Пермский госу арственный университет и Челябинский политехнический институт. Благодаря государственной политике в данной сфере улучшается система планирования и организации научной деятельности и НИРС вузов Урала. Однако нерешенным к концу рассматриваемого периода остаётся ряд проблем в этой сфере. К ним относится недостаточная связь научных исследований с учебным процессом в самих вузах. Формы привлечения студентов к научной работе также не содействовали дальнейшему участию многих из них в научной деятельности. В изучаемый период основным недостатком в проведении НИР студентов была слабая централизация ее руководства в рамках конкретных вузов. И главной проблемой, на наш взгляд, было недостаточное стимулирование студентов и их руководителей к участию в научно-исследовательской работе.

Библиографический список

1. ГОПАПО. — Ф. 105. — Оп. 304. — Д. 2.

2. Гусев, В. А. О возможности подготовки современного творческого специалиста / В. А. Гусев, Л. А. Латышев, Г. Г. Малинецкий // Вестник Российской Академии естественных наук. — 2003. — № 4. — С. 21–23.

3. Климов, С. М. Интеллектуальные ресурсы общества : монография / С. М. Климов. — СПб. : ИВЭСЭП : Знание, 2002. — 199 с.

4. ОГАЧО. − Ф. 288. − Оп. 182. − Д. 288.

5. ОГАЧО. — Ф. 288. — Оп. 185. — Д. 163.

6. ОГАЧО. — Ф. 288. — Оп. 193. — Д. 222.

7. ЦДООСО. — Ф. 4. — Оп. 92. — Д. 175.

8. ЦДООСО. — Ф. 4. — Оп. 92. — Д. 176.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Мария Кирилловна Рыжова, Павел Андреевич Комлев

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru