ББК 84(2=411.2)6
УДК
Е. А. Князева, Н. П. Терентьева
E. Knyazeva, N. Terenteva
г. Челябинск, ЮУрГГПУ
Chelyabinsk, SUSHPU
ПОВЕСТЬ О. К. ГРОМОВОЙ «САХАРНЫЙ РЕБЕНОК» В ЖАНРОВОМ АСПЕКТЕ
THE STORY BY O. GROMOVA «THE SUGAR CHILD» IN GENRE ASPECT
Аннотация: Произведение «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, в основу которого положена реальная история девочки из
Ключевые слова: жанр; повесть; роман воспитания; повесть воспитания.
Abstract: The story by Olga Gromova «The sugar child» is selected from some other works of modern children’s literature. The childhood of the main character had to be led on the most terrible historical events of the end of the 30th — the beginning of the 40th years — the period of Stalin repressions and the first years of the Great Patriotic War. The work can be selected lines of autobiographical, military, school stories, but are most brightly shown in the work of line of the story (novel) of education. This article includes the identification of the main signs of the story of education, and the analysis of the work of O. K. Gromova «The sugar child» allows to draw a conclusion that the work belongs to this genre as includes itself lines, characteristic of it: phasing of formation of the personality, influence of minor characters on character and acts of the main character.
Keywords: genre; story; the story of education.
Предметом исследования является повесть Ольги Константиновны Громовой «Сахарный ребенок», которая была написана для подростков в 2013 году и имеет достаточно интересную историю создания. Книга «Сахарный ребенок» записана автором со слов Стеллы Нудольской (Дуброва взяла в качестве псевдонима девичью фамилию матери), чье детство пришлось на конец
Так как в основу произведения положены реальные факты биографии Стеллы Дубровой, то «Сахарный ребенок» является автобиографической повестью. Громова использовала все ресурсы, которые могла дать ей повесть как жанр. Как известно, повесть, даже автобиографическая, допускает наличие художественного вымысла, поэтому автором воссозданы некоторые диалоги, привнесены образы из воспоминаний других людей, которые не относятся к истории Стеллы. Но, несмотря на это, вся повесть органична и вкрапления незаметны для читателя — узнать о них можно лишь в комментарии к повести. Это является доказательством того, что описываемые в произведении события — явление не единичное, а связанное с историей целого поколения, что только подтверждает актуальность изучения произведения. Сюжет повести, история становления личности, находящейся в переломный момент жизни в определенной исторической ситуации, дает основание считать, что перед нами — повесть воспитания.
В истории литературы повесть воспитания, разумеется, связана по своей художественной специфике с романом воспитания. Для произведений романа воспитания характерны особенный тип героя, мотивы, которые будут определять сюжет и структуру текста. Первые произведения данного жанра возникли в период немецкого Просвещения, в центре внимания — проблема нравственного и социального формирования личности. Первыми произведениями данного жанра принято считать романы Гете «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Исследованием романа воспитания занимались М. М. Бахтин, Е. А. Краснощекова, В. Н Пашигорев [1; 3; 4]. Принято выделять следующие черты романа воспитания:
1. Роман призван проследить путь становления героя, эволюцию его сознания поэтапно и запечатлевает то, как герой смотрит на мир.
2. Моноцентричность в построении романа воспитания выражается в биографизме и субъективно-лирическом начале.
3. Подчеркивается роль наставников, учителей жизни, способствующих духовному развитию героев.
Отличие же романа от повести в том, что роман рассматривает персонаж с самого начала развития, поэтому в нем есть описание детских, юношеских лет и период его взросления. В процессе становления герой, как правило, расстается с иллюзиями детства и сталкивается со взрослой, не всегда справедливой реальностью. События романа меняют судьбу персонажа, его положение в обществе, он сам предстает в конце произведения другим.
Черты повести воспитания проявляются в повести «Сахарный ребенок» Ольги Константиновны Громовой.
Повествование ведется от первого лица, поэтому все происходящее показано через призму детского восприятия действительности, что значительно сужает возможность обзора событий, делая их субъективными. Но при этом такое повествование делает образ Стеллы динамичным, показывая психологически достоверно, как героиня переживает арест отца, ссылку в Киргизию, болезнь мамы, как она эволюционирует, с каждым разом принимая все более серьезные решения. Именно автобиографизм и повествование от первого лица привносят в повесть субъективно-лирическое начало, делая произведение моноцентричным.
Композиция повести кольцевая: в предисловии и эпилоге Стелла Нудольская уже десятиклассница, которая хранит воспоминания о своем детстве и никому не может их рассказать. Ровно так же хранила их и Стелла Дуброва до создания своих мемуаров. Основные главы размещены в хронологическом порядке, имеют свою логику и проявляют автобиографизм повести. В самом начале читатели знакомятся с героями повести, которые воспитывают маленькую Стеллу: это мама, папа и няня Полина. Семья не только заботится о ней, но и воспитывает ее. В главе «Игра» можно проследить один из методов семейного воспитания: семья формулирует ряд правил жизни, которые сформируют личность героини и помогут принимать решения в будущем, совершая жизненный выбор: «Так получился перечень качеств „хорошего человека“: хороший человек всё делает сам. Хороший человек ничего не боится. Хороший человек развязывает все узлы сам. Хороший человек умеет терпеть» [2, с. 14]. Простые на первый взгляд правила определяют жизненный путь героини, и теперь Стелла будет всегда применять их к любой ситуации, смотреть на мир через их призму, отделяя хорошее от плохого.
Содержание книги можно разделить на определенные периоды в жизни героини: жизнь в Москве, арест отца, ссылка в Киргизию в качестве членов семьи изменника Родины, пребывание в лагере, жизнь в Киргизии, переезд в Подмосковье. Каждый период жизни показателен и сказывается на формировании характера Стеллы. Дело не только в развитии в соответствии возрасту, а в том, что события жизни диктовали такие условия для существования, что приходилось взрослеть раньше положенного. Стелла не ведет себя «как взрослая», она предстает именно взрослым человеком, на котором лежит ответственность за себя и своего ближнего, который способен взвешенно принимать сложные решения. Таким образом проявляется еще один признак повести (романа) воспитания — поэтапность становления личности. Стелла в повести прошла путь от ребенка, которого окружали только благоприятные условия жизни, до человека, которого закалили и воспитали не только родители, но и окружающий мир, возникшие суровые обстоятельства. Роль мамы в воспитании дочери особенно велика. Несмотря на критические ситуации в жизни мамы и дочери, Юлия Андреевна всегда находила время и силы для объяснения ей самых главных и нужных вещей, необходимых для самостоятельной взрослой жизни. Безусловно, влияние на становление личности героини оказывала в качестве наставника няня Поля, с которой читатель знакомится уже в первых главах. Она выступает мудрым помощником и другом не только для Стеллы, но и для всей семьи.
Евгений Ямбург в книге «Беспощадный учитель» приводит в пример повесть «Сахарный ребенок» как эталон воспитания ребенка, несмотря на происходящие исторические события [2, c. 170].
Таким образом, произведение «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, в основу которого положена реальная история девочки из
Библиографический список
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.
2. Громова, О. К. Сахарный ребенок: Люди. События. Факты / О. К. Громова. — М. : КомпасГид, 2018. — 213 с.
3. Краснощекова, Е. Роман воспитания — Bildangsroman — на русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский / Е. Краснощекова. — СПб. : Пушкинский фонд, 2008. — 480 с.
4. Пашигорев, В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе