Е. С. Сухинина. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТТОПОНИМИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ КОНФЕТ В СИНТАКСИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

ББК Ч602.471

УДК 070.1

Е. С. Сухинина

г. Самара, ПГСГА

E. Sukhinina

Samara, SSASSH

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТТОПОНИМИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ КОНФЕТ В СИНТАКСИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

CHARACTERISTIC OF PLACE-NAME STUDY CANDY’S DENOTATION IN SYNTACTICAL ASPECT

Аннотация: Статья посвящена характеристике оттопонимических наименований конфет в синтаксическом аспекте

Ключевые слова: ономастика; оттопонимические прагматонимы; синтактика прагматонимов.

Abstract: The article it’s a characteristics denotation of candys in syntactical aspect.

Keywords: onomastics; pragmatonims; sintactic’s of pragmatonims.

В настоящее время лингвисты все больше обращают внимание на словесные товарные знаки, так называемые прагматонимы. «Прагматонимы участвуют в формировании языковой картины мира детей и обозначают предметы, практически значимые в их жизнедеятельности» [3, с. 992]. Встречаясь с названиями — оттопонимическими прагматонимами ребенок в опосредованной форме знакомится с географическими объектами.

Предметом настоящего исследования и являются оттопонимические прагматонимы — названия конфет. Объект исследования — характеристика оттопонимических названий конфет в синтаксическом аспекте.

Как показал обзор уже достаточно представленной литературы по прагматонимам названиям конфет (см., напр. [2] и [6]) специальных исследований оттопонимических названий конфет в настоящее время нет. Между тем изучение прагматонимов, ориентированных на первичные топонимы (географические названия городов, регионов, рек, гор, различных географических объектов), актуально, поскольку позволяет 1) дать предварительный обзор существующего положения дел, представленности топонимических прагматонимов в мире вторичных номинаций, места региональных номинаций среди них, умения номинаторов продвигать региональные продукты на уровне региона / страны / зарубежья; 2) изучить приоритетные модели номинаций в семантическом, синтаксическом и даже культурологическом аспектах; 3) исследовать способность оттопонимических названий прагматонимов формировать фрагмент языковой картины мира.

Наш языковой материал опирался на опыт кондитерской фабрики «Волжанка» г. Ульяновск, А.О. «Кондитер» г. Самара, ОАО «Кондитерская фабрика» «Камская» г. Пермь, является неокончательным и составляет около 60 языковых единиц. Но и предварительный анализ языкового материала позволяет сделать ряд важных наблюдений и выводов.

В русистике существуют различные взгляды на проблему квалификации неоднословных прагматонимов. Одни ученые считают подобные названия односоставными назывными предложениями. Так, в «Русской грамматике» отмечается, что «номинативные предложения — один из самых употребительных типов предложений. Этому содействуют их лаконичность, лексическое разнообразие их наполнения, широта семантической структуры, неограниченные возможности распространения, а также отсутствие стилистических ограничений» [4, с. 358].

Другие исследователи квалифицируют подобные прагматонимы как слова или словосочетания, т. е. «специфические названия, которые используются для обозначения конкретных объектов» [1, с. 509; ср. 3, с. 992]. Мы поддерживаем вторую точку зрения. Соответственно с синтаксической точки зрения прагматонимы — наименования конфет составляют а) одиночные названия; б) номинации-словосочетания; в) наименования в виде предложений.

Среди одиночных наименований в нашем материале преобладают прагматонимы — оттопонимические названия, апеллирующие к нерегиональным названиям Русь (древнее название государства), Кара-Кум (песчаные, лишенные проточных вод пустынные пространства в так называемой Средней Азии), Ямайка (государство в Вест-Индии), Лим-по-по (река в Южной Африке).

Особую подгруппу среди одиночных названий составляют так называемые атрибутивные словосочетания с имплицитно выраженным компонентом, таков, напр., прагматоним Альпийские (наиболее высокая горная система Западной Европы). В этой подгруппе преобладают оттопонимические наименования опосредованным способом передающие названия Самарского региона, напр., известное с советских времен название конфет Куйбышевские. Эти конфеты были своего рода брендом Куйбышевской шоколадной фабрики «Россия», были широко известны на просторах СССР. Таков и новый прагматоним Заволжские.

Примечательно, что в ходе создания нового прагматонима современные номинаторы, часто прибегают к опоре на прецедентность («брендовость» уже существующего оттопонимического прагматонима). Так недавно возникло название конфет Куйбышевские просторы. Старшее поколение покупает своим детям, внукам конфеты не только с названиями Куйбышевские, но и с модифицированными вариантами названий. Указывая на модификации «брендовых» прагматонимов, Ван Мяо говорит о манипулятивной функции новых номинаций кондитерской продукции, образующихся с опорой на прецедентные имена: «... создатель намерен ввести адресата в заблуждение относительно времени создания продукции и рассчитывает на то, что адресат сопоставит новое название с хорошим известным старым и приобретет данный товар» [2]. Подробнее об образовании новых прагматонимов с опорой на прецедентность существующих, см.: [5, с. 316].

Вторую группу оттопонимических названий прагматонимов составляют номинации-словосочетания. В материале названий сладостей и конфет И. И. Исангузиной они составляют 53 % [3, с. 992], в нашем материале — 70 %. Среди типов подчинения преобладает согласование: Самарская изюминка, Вечерняя Самара, Самарский Петушок, Куйбышевские просторы. В материале И. И. Исангузиной они составляют 71 %; в нашем материале — 80 %.

Группа словосочетаний по типу подчинительной связи управления значительно менее частотна, напр. Карнавал Рио (Рио — это столица Бразилии, солнечный город Карнавалов), Огни Самары. Оттопонимических прагматонимов с подчинительной связью управление насчитывается 5 %.

Наименования в виде предложений в оттопонимических прагматонимах нами не обнаружены, хотя имеют место в других видах отонимных прагматонимов — названий конфет, напр. Жили-были Маша и медведи.

Осуществленное исследование показало, что оттопонимические прагматонимы 1) в синтаксическом аспекте наиболее продуктивно образуются в форме словосочетаний (преимущественно при помощи согласования, реже — управления); 2) в Самарском регионе оттопонимические прагматонимы — названия конфет — представлены как отдельной подгруппой атрибутивных словосочетаний с имплицитно выраженным компонентом, так и путем эксплицирования названного компонента при новой номинации, опирающейся на «брендовое» название; 3) плодотворным представляется изучение оттопонимических прагматонимов в семантическом, прагматическом и культурологическом аспектах, что обусловлено как собственно теоретическим значением, так и значимостью в практике создания новых названий конфет.

Библиографический список

1. Ахманова, О. С. Терминология лингвистическая / О. С. Ахманова // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — C. 509.

2. Ван, Мяо. Названия российских и китайских конфет как объект лингвокультурологии и прагмалингвистики / Мяо Ван // Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов : сб. материалов конф. — Томск, 2008.

3. Исангузина, И. И. Прагматонимы в ономастическом пространстве: семантический, лингвокультурологический и синтаксический аспекты (на примере названий кондитерских изделий) / И. И. Исангузина // Вестник Башкирского университета. — 2008. — Т. 13. — № 4.

4. Русская грамматика : в 2 ч. — М., 1980. — Ч. 2. — C. 784.

5. Сухинина, Е. С. Специфика употребления диминутивных прагматонимов — названий конфет (гл. 2) / Е. С. Сухинина // Современная филология: теория и практика : сборник докладов четырнадцатой международной научно-практической конференции. — М., 2013.

6. Яковлева, О. Е. Семиотические типы прагматонимов современного русского языка (на материале номинаций продуктов питания) : автореф. ... дис. канд. филол. наук / О. Е. Яковлева. — Новосибирск, 2006.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Екатерина Сергеевна Сухинина

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru