Т. Н. Огнева. ТЕМАТИКА ВОЙНЫ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ И СПЕЦИФИКА ОБРАЗА РОДИНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РОК-ПОЭЗИИ 1980–2000-Х ГГ.

ББК 821.161.1-192

УДК Ш 33 (2 Рос=Рус) 6-45

Т. Н. Огнева

T. Ogneva

г. Екатеринбург, УрГПУ

Ekaterinburg, USPU

ТЕМАТИКА ВОЙНЫ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ И СПЕЦИФИКА ОБРАЗА РОДИНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РОК-ПОЭЗИИ 1980–2000-Х ГГ.

SUBJECTS OF WAR, REVOLUTION, CONFRONTATION AND SPECIFIC IMAGE OF THE HOMELAND IN THE ROCK-POETRY OF THE 1980—2000S.

Аннотация: В статье рассматривается советская и российская рок-поэзия. Был проанализирован массив текстов отечественной рок-поэзии за 1980-е — 2000-е годы с целью выявления изменений в тематике и принципах изображения действительности в различные периоды развития рок-музыки как социокультурного явления.

Ключевые слова: образ; рок-поэзия; тематика; тема войны; образ родины.

Abstract: The article examines Soviet and Russian rock poetry. Was analyzed by an array of texts domestic rock poetry in the 1980s — 2000s, with the aim to detect changes in the topics and principles of representation of reality in different periods of the development of rock music as a social and cultural phenomenon.

Keywords: image; rock-poetry; subjects; the war theme; the image of the homeland.

Несмотря на то, что рок традиционно считается музыкой андеграунда, непросто найти песню, которая заявляла бы протест чему-либо. Разумеется, в рок-поэзии встречаются и настоящие деятели сопротивления: у группы «Гражданская оборона» («ГрОб») эта тематика постоянна: «Пока мы существуем — будет злой гололёд, и майор поскользнется, майор упадёт, ведь мы — лёд под ногами майора!» [10], в «P. S. Сам (АЙЯ)» [5] описывается неустроенный, враждебный мир, хотя в тексте нет вещей, которые принципиально не могли бы случиться в реальности, припев «Помоги себе сам» говорит о том, что никто не придет на помощь, все зависит только от самого человека. В текстах «ГрОб» часто говорится о реалиях СССР, правительстве и его отношении к гражданам: «Новых новосёлов ждёт архипелаг ГУЛАГ <...> Мы снова поперхнулись комочком свободы и поспешно притворились такими же как все» [16], «параллельно коммунизму речка алая текёт» [4], «В нашу конституцию впиваются враги, неча церемониться — надо нас убить <...> Нацию терзает праведная дрожь, пучится анархией милая страна, армия командует направо и налево, вся советская отчизна погружается в говно» [11], «На каждого из нас гарнизон врачей, на каждого из нас батальон стукачей, на каждого из нас комбинат палачей, на каждого из нас водопад клеветы, ибо наша правда, наша вера, наше дело — Анархия!» [9], но анархисты не идеализируются: «Анархисты видят свет, анархисты знают рай, анархисты верят в бред, анархисты слышат лай» [10].

Часто в 1990-е годы появляется тема бессмысленной войны: «Стрелять, метать, терять друзей, стрелять, убивать нерожденных детей, посылать на смерть батальоны солдат, посылать на смерть — потом страдать. Писать стихи о весне, вспоминая о тех, кто ещё вчера был убит на этой войне, был убит на этой непонятной войне. Синдром!» (песня «Афганский синдром») [7], «Сонным траурным молчаньем развяжите мой язык <...>, ветеран Афганистана победил свово врага» [4], «Еще вчера тебя война смешила как игра, но в твою жизнь вдруг ворвалась кровавая пора. И ты уже понюхал смерть и гонишь мысль одну — какой дурак, какой дурак тебя послал на войну» [19].

У группы «Мастер» делается акцент на борьбе человека с самим собой: «Только ты сам себя полюбишь, только ты сам себя осудишь, только ты сам себя погубишь, только ты сам!» [19], группа часто рассуждает о том, что человек как часть системы и человек как личность — это разные люди, хотя можно постараться быть частью системы и при этом личностью: «Чужие слова, ты хочешь или нет, в твоей судьбе оставят след» [19]. Мотив ненужности сложившейся системе появляется в песне «Надоело», где родной мир внезапно становится неспокойным и враждебным: «Не виноваты мы с тобой, что силы на исходе <...> И стая грязных черных крыс заполнила мой город, он стал холодным и чужим, а был мне очень дорог. Друзья выходят из окон, тебя поманят за собой» [19]. В 2000 году еще больше акцентируется внимание на ненужности определенных личностей в мире, но теперь среда начинает агрессивное сопротивление: в песне «Места хватит всем» [18] происходит избавление от неправильных людей, мешающих существовать людям, желающим жить спокойно, без эксцессов, песня «Лабиринт», где «Глаза ищут цель, когда не у дел нищий народ. Одним — блиндажи, другим — реки лжи, третьих — в расход. Одним воля есть, другим воли нет» [18]. Мотив вычеркивания ненужных людей постепенно достигает апогея: «Вперед хвост молвы столько грязи притащит, что пулю бы в лоб» [18], позднее группа споет, что «Без нас давно бы свод небес прогнулся и упал. Металльные дети непонятой страны в погоне за светом никому не нужны» [17].

Многие группы в начале «нулевых» приходят к мысли о том, что не могут ужиться с изменившимся миром, возникает желание отторгнуть новую действительность. В текстах группы «Ленинград» в начале 2000-х Сергей Шнуров часто отображает изменившуюся действительность, которая не всем нравится и часто вызывает смех. Например, пародийное описание Ленинграда: «Ночь. Улица. Фонарь. Фонарь. Аптека. Ларёк. Менты. Понты и дискотека. Все на местах, и век от века: Ларёк. Менты. Понты и дискотека» [15], в тексте «Hello, Moscow!» [12] отмечается разница между Санкт-Петербургом и Москвой: «Hello, Moscow! Мы свои в доску. Не устали вы от гламуру и лоску?», «Мы не город, а группа над вольной Невой алкогольной славы и славы трудовой», в тексте «Менеджер» показывается противостояние человека андеграунда и массовой культуры: «Для меня деньги бумага, для тебя — свобода. На американскую мечту сегодня мода <...> Ты менеджер среднего звена <...> Главное не человек, а его карьера» [13]. В 2002 году Шнур пишет песню, в которой герой-алкоголик заявляет «Когда переехал — не помню, наверное, был я бухой. Мой адрес не дом и не улица, мой адрес сегодня такой: www ленинград spb точка ру» [14], рассказывая нам о неспокойной и чужой стране, в которой жить человеку думающему проблематично, автор также рисует неустроенный, ущербный мир, но активной борьбы с ним нет, хотя и есть ощущение, что адаптироваться к этому миру не стоит. Примечательно, что наплыв западной идеологии отмечает не только Сергей Шнур. Так, у группы «НАИВ» возникают строчки: «Ваши главные мечты — результат банальной лжи: пропаганда и реклама! <...> „Мы едим — что нам дают! Выпиваем — что нальют! И другого нам не надо!“» [20].

В 2006 году панк-группа «Наив» пишет альбом, в который вошли песни, показывающие отношение автора к массовой культуре («Я прихожу домой и сразу в телевизор, и сразу на диван — и больше ничего. <...> Тонут лодки, телебашни горят в огне. Дайте водки, очень страшно сегодня мне. <...> Тех, кто пугает наших мирных граждан, пора уничтожать» [22]) и политической ситуации («Они нам говорят — Как скажем, так и будет, затянем пояса, РОССЕЯ не забудет! Мы подпираем вертикаль горизонталью, мне надоело быть бракованной деталью!» [22]).

Реакция на культурные явления в текстах рок-музыкантов появляется нечасто: в тексте группы «Sozvezdie» говорится о состоянии современной рок-музыки и попытке найти свое место в этой системе: «Я буду альтернатива альтернативе!» [1], группа «Ленинград» написала песню, в которой «проехалась» по большей части известных рок-групп, не забыв и о себе: «Много королей у нас, но мало шутов. <...> Очень странный стал город „Ленинград“ — был культурной столицей, а теперь один мат! <...> Я приду к тебе во снах, mon amore. Инвалидами и уродами, наркоманами, mon amie. <...> О, у кого-то опять сердце встало — новые люди, что им старых мало. Лошадью маленькой быть очень сложно» [13].

Группа «Глеб Самойлов & The Matrixx» создает музыку протестную, иногда нарочито неприятную. «Задыхающийся» [3] — практически творческий манифест: сделать мир чище, собрав всю ненависть в мире и направив ее на один-единственный объект, действительно этого достойный: «Быть наркоманом, педофилом, себе присвоить ваше зло, забрать всю ненависть у мира, тому, кто сможет, повезло <...> а люди здесь живут и умирают, и молясь и не понимая, на кого охотиться теперь». Интересно, что тематика замыкается у двух несвязанных друг с другом авторов — Егора Летова с шагающими по стране дивизиями зомби [8] и героем, побежденным «пластмассовым» миром [6], и Глеба Самойлова с активно используемыми темами конца света и замены людей на зомби [2], но, что самое главное, в то же самое время Летов писал «мы — лед» [10], тогда как у Глеба Самойлова развивается пессимистичный лейтмотив «выхода нет» [3], потому что для людей, ради которых стоит затевать революцию и менять мир, свобода не имеет значения.

Говоря об эволюции какой-либо темы в поэзии, мы возвращаемся к тому, что в литературном или музыкальном направлении эволюция не совершается искусственно. Любое социокультурное явление (и рок-музыка в том числе) отражает состояние общества, динамику его развития, и выражает, усилиями отдельных личностей, свое отношение к нему, стараясь в рамках создаваемого дискурса повлиять на тех, кто хочет и может их услышать.

Библиографический список

1. Группа «Sozvezdie», альбом «Принцип жесткой нарезки», 2007 г.

2. Группа «Глеб Самойлоff & The Matrixx», альбом «Живые, но Мертвые», 2013 г.

3. Группа «Глеб Самойлоff & The Matrixx», альбом «Треш», 2011 г.

4. Группа «Гражданская оборона», альбом «Боевой стимул», 1988 г.

5. Группа «Гражданская оборона», альбом «Долгая счастливая жизнь», 2004 г., кавер-версия песни «P. S. Сам (Айя)», автор текста А. Машнин.

6. Группа «Гражданская оборона», альбом «Здорово и вечно», 1989 г.

7. Группа «Гражданская оборона», альбом «Инструкция по выживанию», 1990 г., кавер-версии песен группы «Инструкция по выживанию».

8. Группа «Гражданская оборона», альбом «Русское поле экспериментов», 1989 г.

9. Группа «Гражданская оборона», альбом «Так закалялась сталь», 1988 г.

10. Группа «Гражданская оборона», альбом «Тоталитаризм», 1987 г.

11. Группа «Гражданская оборона», альбом «Тошнота», 1989 г.

12. Группа «Ленинград», альбом «Аврора», 2007 г.

13. Группа «Ленинград», альбом «Для миллионов», 2003 г.

14. Группа «Ленинград», альбом «Пираты XXI века», 2002 г.

15. Группа «Ленинград», альбом «Хлеб», 2005 г.

16. Летов Е., проект «Враг народа», 1987 г.

17. Группа «Мастер», альбом «33 жизни», 2004 г.

18. Группа «Мастер», альбом «Лабиринт», 2000 г.

19. Группа «Мастер», альбом «Песни мертвых», 1996 г.

20. Группа «НАИВ», альбом «Rock’n’Roll мертв?», 2004 г.

21. Группа «НАИВ», альбом «Обратная сторона любви», 2006 г.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Татьяна Николаевна Огнева

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru