М. А. Тимофеева, Н. П. Терентьева. «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ» РЭЯ БРЭДБЕРИ В ЗЕРКАЛЕ ФАНФИКШН

ББК 83.3. (7США)

УДК 820 (73)

М. А. Тимофеева, Н. П. Терентьева

М. Timofeeva, N. Terentieva

г. Челябинск, ЮУрГГПУ

Chelyabinsk, SUSHPU

«451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ» РЭЯ БРЭДБЕРИ В ЗЕРКАЛЕ ФАНФИКШН

«451 DEGREES FAHRENHEIT» BY RAY BRADBURY IN THE MIRROR OF FANFICS

Аннотация: В статье анализируются фанфикшн по роману Р. Брэдбери «451градус по Фаренгейту». Рассмотрены типы композиционного построения фанфиков. Охарактеризованы особенности их текстопостроения. Живые впечатления и эмоции авторов свидетельствуют о ценности проживания книги фикрайтерами.

Ключевые слова: фанфикшн; фандом; приквел; спин-офф; сиквел; кроссовер; антиутопия; фантастика.

Abstract: The article analyzes the fanfiction based on R. Bradbury’s novel «451 degrees Fahrenheit». Types of composite construction of fanfics are considered. The features of their text construction are characterized. Live impressions and emotions of the authors indicate the value of living books fikralari.

Keywords: fanfiction; fandom; prequel; spin-off; sequel; crossover; dystopia; fantasy.

Анализ фандома Рэя Брэдбери показал, что самым популярным его произведением для фикрайтеров является научно-фантастический роман в жанре антиутопии «451 градус по Фаренгейту», что неудивительно [3]. Этот роман-предостережение — одно из самых популярных произведений мировой литературы ХХ века.

Всего в книжном фандоме «451 градус по Фаренгейту» представлено 109 работ, в размерах драббл или мини (от 1 до 20 страниц). По жанру это антиутопии, ангст, драма, фантастика. С точки зрения композиционного построения присутствуют приквел (23 %); спин-офф (44 %); сиквел (11 %), кроссовер (22 %) [2]. «Интерактивная коммуникация авторов и читателей в фанфикшн является определяющим фактором при текстопорождении» [4, с. 7].

Читателей в большей мере интересуют события с элементами недосказанности. Им нравится рассматривать альтернативные версии событий и придумывать новые ответвления сюжета. Удивительно: то, что будет происходить за пределами сюжетного финала, меньше интересует писателей. На наш взгляд, это связано с недостаточной глубиной восприятия произведения и уровнем погружения читателя в фанон. Чтобы написать сиквел или приквел, читателю необходимо продумать, в каком мире будут жить герои, предсказать их поведение. Спин-офф же не требует много времени — рассматривается лишь интересующий автора отрезок жизни героев.

Начнем анализ работ с кроссоверов. Кроссовер (от англ. crossover) — это произведение, в котором соединяются элементы и / или герои нескольких произведений. Авторы фанфиков сочетают с романом произведения, в которых тоже есть элементы фантастики, утопии и антиутопии, например, «Гарри Поттер». Есть произведения, в которых действуют персонажи из разных серий книг, фильмов, игр («Доктор Кто», «StarTrek»). Есть пример соединения в кроссовере произведений Брэдбери («451 градус по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков»). Чаще предметом внимания становятся мир Брэдбери, основные элементы сюжета, реже личность героев — роман привлекает фикрайтеров своим утопичным и трагическим сюжетом, испытания, в которых человек проверяется на прочность.

Рассмотрим самый распространенный тип кроссовера: «451 градус по Фаренгейту» и «Звездный путь» («StarTrek»). Название фанфика — «Факел и книги». Герои Брэдбери уступают свое место героям сериала «StarTrek». В основу фанфика лег сюжет оригинального романа. Автор писал, стараясь не нарушить логику романа, максимально приближаясь к тексту, но ориентируя его на героя сериала Павла Чехова. Тем не менее главным для автора, по его собственным словам, было сохранить идею и дух писателя-фантаста. Автор фанфика пытался сделать акцент на противостоянии природы и цивилизации. Показана, с одной стороны, зависимость человека от технического прогресса, а с другой — его попытка уйти от забот и раздумий. Фикрайтер вкладывает свои размышления в речи Маккоя (Монтега), еще больше накаляя конфликт между героем и обществом.

Рассмотрим и другие композиционные виды фанфиков.

Для создания приквела есть несколько поводов. Первый из них — автор оригинального произведения логически закончил произведение, и оно не нуждается в сиквеле. Могли погибнуть любимые герои, исчерпывается сюжетная линия, а вместе с этим необходимость сиквела. Второй повод для создания приквела — это недосказанность в сюжете или нарушение восприятия чувств и мотивов героя. Можно выделить несколько вариантов приквелов. Например, приквел, рассказывающий о становлении персонажей и их отношениях. В фанфике «Первая и последняя встреча» рассматриваются не только предыстория героини, но и события во время основного сюжета романа, а также взаимоотношения Монтега и Милдред. Автор повествует о жизни героини и ее становлении как личности. Милдред глубоко несчастна и именно поэтому решается на самоубийство. Показана зависимость человека от технологического прогресса, ставится проблема человеческого счастья. Постепенно Милдред теряет человечность, становясь механизированным прагматиком, способным на предательство. Естественно появление приквелов об истории становления государства, общественного строя, раскрывающих причины произошедших до начала сюжета романа событий. Так, в фанфике «Френсис» фикрайтер использует прием нагнетания обстановки, поэтому читатель уже заранее чувствует, что произойдет нечто страшное и угрожающее. Тот, кто отдал приказ о запрете книг, достает книгу для себя, совершая преступление против своей страны. В элементах сюжета чувствуется, что фикрайтер понял то противостояние, которое показал Брэдбери. Появляется герой, который, с одной стороны, является представителем общества потребления, а с другой — пытается преодолеть его рамки и выбрать иной путь. Очевидно, что автор работы смог понять посыл Брэдбери и передать его в своем фанфике. Отметим тенденцию к стихотворной форме при написании приквела (67 % работ). Стихотворная форма свойственна тем работам, что написаны сразу после прочтения книги, пока еще не угасли первые впечатления.

Сиквел (в переводе с английского языке «sequel» — «следующий за чем-то») — это продолжение сюжета оригинального произведения. В сиквеле рассматриваются разнообразные варианты того, что могло произойти после финальных слов автора. Сиквелы можно разделить на несколько групп. Во-первых, сиквел, который начинается сразу после событий канона. Фанфик «На руинах» повествует о близком будущем после ядерного обстрела. На этот раз Монтег возвращается в город, чтобы посмотреть на разрушенную цивилизацию, которой раньше принадлежал сам. В городе он встречает пса, измученного и обессилевшего, не способного напасть на Гая. Там же он встречает и Милдред, которая умоляет убить ее, потому что она потеряла всякий смысл жизни. Фанфик построен на первичном восприятии текста и общем понимании сюжета. Автор не совсем понял, зачем Брэдбери «разрушил» город, что в сюжете означают книги, в чем счастье и несчастье героев. Механический пес — символ репрессий у Брэдбери, в фанфике представлен измученным животным. Мотивация поведения героев не проработана. Вместе с тем автору удалось прочувствовать состояние Милдред, понять, что ей на самом деле мучительно жить в стенах-экранах, что она не видит смысла жить, потому что она разочарована. И эта мысль действительно звучит интересно в данном тексте. Во-вторых, есть сиквелы, действие которых происходит через значительный промежуток времени после завершения сюжета романа. Например, «Жечь книги было...». Фанфик рассказывает о далеком будущем, когда уничтожены диктатура и цензура. Гай Монтег рассказывает своим детям о прошлом. Автор фанфика показывает метания Гая-пожарника, его неудовлетворенность жизнью и попытку найти удовольствие в сожжении книг. Фикрайтеру удалось прочувствовать героя и его характер, но при этом автор не поднимает никаких социальных и философских тем, не задумывается над конфликтами между обществом и технологией, цивилизацией и природой. В тексте нет и следа оптимизма Брэдбери. Можно заключить, что эта работа также является примером поверхностного восприятия романа. С другой стороны, мы убеждаемся в верности наблюдений М. А. Федорчук: «Изначальное сходство произведений массовой культуры (книг, сериалов) и специфика текстопорождения в фанатских сообществах способствуют тому, что уникальные персонажи под влиянием общих читательских ожиданий в текстах фанфикшн теряют свою оригинальность и становятся вариантами универсального образа одинокого страдающего героя, переживающего потерю» [4, c. 8].

Спин-офф (spin-off в переводе с англ. — «побочный продукт», «ответвление») — художественное произведение, являющееся ответвлением по отношению к уже существующему произведению. Существуют варианты спин-офф. Это, к примеру, дополнительный эпизод, который никак не влияет на события романа. Фикрайтеров привлекают такие точки сюжета, как встречи Клариссы и Монтега, Монтега и Битти. Первая пара притягательна романтической связью, а вторая — возможностью внести в свой рассказ философские размышления, выявить противостояние героев. Так, фанфик «Rest in peace» раскрывает подробности смерти Клариссы. Из канона мы знаем, что она погибла под колесами машины. И многие фикрайтеры останавливаются именно на этой печальной сцене, стараясь передать отчаяние молодой героини на смертном одре. Фанфик не затрагивает философских или социальных тем, не говорит о счастье или свободе. В нем нет ни грамма того, что вложил в свое детище Брэдбери. Явна попытка показать, что может чувствовать человек, которого сбивает машина. В спин-офф примечательна альтернативная версия событий, деталей, таких как письма (например, предсмертное письмо Клариссы) или гибель героев в начале произведения. Фанфик «Re: Монтэгу (неотправленное)» выполнен в стихотворной форме. Автор полностью нарушает характер Битти, который уговаривает Монтега подождать, не нарушать правил, потому что все они — текст, а Монтег — их огонь. Эта метафора интересна и передает совсем иной взгляд автора на произведение. Фикрайтер понимает, что Битти и Монтег — это люди разных мировоззрений, с разными ценностями. Битти — воплощение диктата, потребительского общества, и, пока он сжигает книги, Монтег пытается вернуться к прошлому, к природе. По тексту видно, что автор не только понимает смысл романа, но и способен этим смысл интерпретировать, варьировать.

Отметим еще спин-офф с повествованием от другого лица (от первого лица), со взглядом на историю с другой стороны (это, например, книга или преступник). Фанфик «О книгах» выполнен в стихотворной форме. С одной стороны, общество потребления, которое уравнивает, обезличивает всех вокруг. С другой — «интеллигент». Его лирический текст проникнут тоской и метафоричностью: усталость, обреченность и уверенность, что настал и его черед погибать. Автору удалось понять Брэдбери, при этом он не пытается ему подражать или продолжить текст, как-то развить мысли писателя. Скорее фикрайтер просто делится своими эмоциями, выбирая для этого лирический текст. Мы согласны с М. А. Федорчук: «... на первое место выходят описания эмоциональных переживаний страдающего персонажа, что свидетельствует о стремлении авторов фанфиков к усилению лирического начала. Фанфикшн является результатом коллективного переживания тоски читателей по утраченному Герою, никогда не существовавшему в реальности, именно это становится причиной создания и основным содержанием типичного межфандомного сюжета» [4, с. 8]. Наконец, стоит отметить фанфик в форме рассказа о второстепенных героях или приключениях, которые происходят во время основных событий романа. Автор фанфика «Пламя» тонко уловил не только смысл романа, но и суть оптимизма Брэдбери. Даже в самом темном дне можно увидеть свет. Гибель может привести к возрождению. Книги горят, чтобы воскреснуть в памяти людей, чтобы подтолкнуть их к осознанию важности чтения, важности того, что стоит беречь информацию, а вместе с ней и свое прошлое, чтобы у нас оставалось будущее.

Итак, проанализировав фанфики из фандома «451 градус по Фаренгейту», можно сделать вывод, что в целом у авторов работ есть понимание и осознание смысла романа и философии, которую Брэдбери вложил в свой текст. Сочинения в этом фандоме в большинстве своем имеют философский и психологический контексты, что подразумевает наличие в них размышлений и поиска истины, живые впечатления и эмоции авторов, что свидетельствует о ценности проживания книги фикрайтерами.

Библиографический список

1. Брэдбери, Р. 451 градус по Фаренгейту = Fahrenheit 451: Четыреста пятьдесят один градус по Фаренгейту : книга для чтения на английском языке для учащихся 9–11 классов / Р. Брэдбери ; адаптация, комментарии, задания и словарь Ж. Д. Кузнецовой. — СПб. : Каро, 2015. — 138 с.

2. Книга Фанфиков. — http://ficbook.net/.

3. Тимофеева, М. А. Фанон Рэя Брэдбери как культурологический феномен / М. А. Тимофеева, Н. П. Терентьева // Язык. Культура. Коммуникация. — 2018. — № 2. — https://journals.susu.ru/lcc/article/view/688/843.

4. Федорчук, М. А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. А. Федорчук. — Орел, 2017. — 20 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Мария Александровна Тимофеева, Нина Павловна Терентьева

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru